Поклонники
sci-fi запомнили прошедший год как самый
триумфальный и плодовитый за последние несколько лет. В 2009-м любители научной
фантастики насладились сразу двумя шедеврами линейки Halo (Halo Wars, Halo3: ODST),
узрели премьеру канонического ремейка «Звездного пути», а также стали
свидетелями грандиозного финала лучшей в мире космической многосерийки «Battlestar Galactica». Гость, который изначально должен был
вести эту колонну вперед, задержался. Но время триумфа настало сейчас.
Сразу хочется оговориться, что Mass Effect 2
-
это никакой не переворот в созданном первой же частью направлении, не глоток
свежего воздуха, более того, игра не содержит вообще никаких инноваций. Как и в
случае с Dragon Age: Origin, Bioware лишь вывели
старые гениальные идеи на новый, современный уровень и видимо даже не
задумались о всех этих технических и идейных наворотах (хотя, вполне возможно, что
самое сладкое оставлено на третью игру). Цель разработчиков - поднять прошлую
планку на недосягаемую для конкурентов высоту. И, как оказалось, небольшие
косметические изменения вкупе с усовершенствованной режиссурой, хорошим контентом
и логичным сценарием, способны во второй раз потрясти игроиндустрию.
|
Новое зло подкралось незаметно...
|
 |
Командор
и его команда
Начинается все, впрочем, спонтанно и слегка натянуто. Герой
первой части, командор Шепард, который уже показал, что вместе с парой-тройкой
специалистов способен спасти целую вселенную, погибает. Причем погибает не в
бою как герой с разорванным и обгоревшим знаменем в руках, а во время рядовой
патрульной миссии. Тело вояки падает в океан, где позже его буквально по
кусочкам генетической материи собирают адепты организации «Цербер». Да-да, это
те самые расисты, о коих в первой части ходили преимущественно плохие слухи.
Под операционными ножами Шепард, конечно, оживает и в ходе краткой (или длинной
- выбирать уже вам) беседы с главарем «Цербера» Призраком, узнает о своем новом
назначении. Дескать, бесследно исчезают целые колонии людей, а представители
корпорации сильно заинтересованы в спасении человеческого рода... Командор же, с
одной стороны, не слишком доверяющий террористам, а с другой, обязанный им
собственным воскрешением, соглашается во всем разобраться.
|
Несмотря на полное сохранение старой механики, качество диалогов выросло.
|
 |
Далее по сюжету следует традиционный Bioware-детектив с таинственным злом в
главной роли (теперь это некие Собиратели), десятками сюжетных развилок, неожиданными
предательствами и интересными подробностями жизни персонажей. Что важно,
проходя игру, мы ни разу не заметили интриги, созданной на пустом месте (даже
первый твист с гибелью героя имеет крепкую основу). Bioware придумали
масштабную вселенную, позволяющую написать множество продолжений и предысторий
к ней.
Взять хотя бы старт игры, где протагонист собирает новый
экипаж. Здесь вы не увидите каких-то
вымученных новых образов, зато встретитесь со старыми друзьями. Чтобы
пилотировать корабль, люди «Цербера» отыскали жизнерадостного Джокера (который
еще сохранил свою семинедельную бороду). А собственный отряд вам предстоит
собирать из уже знакомых героев, изменившихся со времен первой части. Турианец
Гаррус, например, ныне числится на правах чуть ли не галактического преступника
и поэтому, чтобы его завербовать, придется сперва избавиться от назойливых
«охотников за головами». Прошлая пассия Шепарда Эшли дослужилась до высокого
чина в Альянсе и стала примерным солдатом, упросить коего помочь теневой
организации будет ох как не просто. Остальные наши старые знакомые тоже
присутствуют, и с каждым из них обязательно связан либо интересный квест, либо
отличный сценарный ход.
|
Bioware снова создали самый увлекательный и разнообразный инопланетный зоопарк.
|
 |
Новые же персонажи проработаны великолепно, их характеры
прописаны тонко, так что к третьей части наверняка полюбятся игрокам не меньше
самых первых. Один только загадочный курильщик Призрак достоин того, чтобы
вокруг его персоны сложить целый спин-офф из книги, например, или мини-фильма.
Или вот Джек - лысая дама с татуировками по всему телу, которая при каждом
удобном случае всунет неугодному заточку в брюхо и провернет ее там раз пять.
Ваимоотношения с собственными подчиненными можно и нужно
строить с помощью системы реплик, с которой в играх Bioware вообще
выходит какая-то чехарда. Уровень вариативности, установленный Mass Effect-ом, спустя год переплюнула Dragon Age: Origin, кою, в свою очередь, через пару месяцев
побила вторая часть космической одиссеи - теперь вариантов ответа стало еще
больше! По-прежнему у нас есть две линии морального развития героя: Шепард-герой и Шепард-отступник. Каждая
значимая фраза, выбранная нами в диалоге, так или иначе, повлияет на одну из
полосок, а это в свою очередь сделает персонажа более злым или более добрым. Выбирать
варианты ответов надо с умом, ведь они зачастую влияют на очередную развилку
сюжета.
|
Дизайн планет - одна из вещей, за которые игру можно любить вечно.
|
 |
Лазеры
к бою
В геймплее Mass Effect 2 просто
физически не смогла далеко уйти от оригинала - срок разработки в два года
ничтожен для RPG
с
огромным миром. В ролевой части отныне все упрощено и удобно расфасовано. После
кастомизации героя мы выбираем класс (солдат, инженер, разведчик, штурмовик, страж,
адепт) и распределяем начальные очки опыта. Да, кстати, важный момент: отпала
необходимость рыться в линиях прокачки, теперь каждому типу персонажа определены
только самые необходимые, базовые способности, что очень удобно.
|
А вот новый корабль Шепарда - почти точная копия старой «Нормандии».
|
 |
Правда, именно ролевой игры в сиквеле стало меньше, чем в
оригинале, ее место занял лихой экшен. Почти каждое задание сопровождается
вполне традиционной позиционной перестрелкой (под словом «традиция» мы
подразумеваем Gears of War) с
удобной системой укрытий. Рядовых врагов, как правило, выпускают волнами, а
затем подкрепляют их силы каким-нибудь огромным роботом. Герой, в свою очередь,
может стрелять из пистолетов/автоматов/ракетниц, а также использовать свои
классовые силы (биотик, например, волен дистанционно подкинуть врага в воздух и
поджечь его) и отдавать приказы соратникам. Нельзя сказать точно пошел ли такой
подход на пользу игре. С одной стороны - любая миссия выглядит как заправское Fire-шоу, с другой же - на глубокое изучение
локаций времени попросту не остается.
|
Количество тварей в сиквеле раза в три больше, чем в оригинале.
|
 |
Однако все мелкие геймплейные огрехи совсем по-братски
искупает качество миссий, как сюжетных, так и дополнительных. С главными
заданиями все понятно: как и раньше выбираем на галактической карте нужную
планету, вылетаем, прибываем на местность и сразу же отправляемся на задание.
Никакой свободы здесь нет - уйдя в сторону зрелищности, Mass Effect 2
автоматически
прибавила в линейности. То важную персону нужно спасти, то хитрого крогана
уболтать... Впрочем, это всего лишь зачатки настоящих квестов. Как правило, за незатейливой
завязкой следует многоступенчатый эпос по спасению сотни жизней.
|
Детализация и графика в игре по-прежнему чудесные.
|
 |
Что действительно приятно удивляет в новой игре, так это
заметная прибавка очень качественных и проработанных сайд-квестов. Нужды
колесить по пустынным планетам на бронетранспортере «Мако» больше нет, на место
этих прогулок встали сочные задания, которые
еще и удачно вплетены в основной сюжет.
***
Полтора года назад мы не поставили первой Mass Effect высший балл ровно по
двум причинам. Во-первых, игра безбожно тормозила даже на весьма высоких
конфигурациях ПК, а первоначальная Xbox
360 версия
и вовсе постоянно лагала и отказывалась нормально подгружаться. Во-вторых, дополнительные
квесты в оригинале создавались явно для галочки - они были скучны и унылы.
Теперь, Bioware
избавилась
от всех этих проблем, но, увы, сиквел, полностью базирующийся на старых идеях,
в 2010 году, когда балом правят инновации, 100-бального шока вызвать не может.
Тем не менее, если пропустить Mass Effect 2 мимо себя, то шанс
увидеть захватывающее и идеально проработанное зрелище с гениальной режиссурой,
выпадет как минимум к выходу третьей части.
|